воскресенье, 14 мая 2017 г.

Сводные братья / Kuchhe Dhaage (1973)



Если нам суждено умереть друзьями, зачем мы прожили нашу жизнь врагами?

  Что может быть лучше Винода Кханна на экране? Только сам Винод в серьгах, усах и белом дхоти! Вот и режиссёр Радж Кхосла, видимо, подумал и не стал изобретать велосипед, а прямиком перетащил уже созданный образ красивого бандита из предыдущего своего фильма Моя родина / Mera Gaon Mera Desh (1971). Но для верности усилил этот образ прекрасным меварцем белой масти, чтобы сразу стало понятно, что лучше ВК в белом дхоти может быть только гарцующий ВК.


   А в качестве контрольного выстрела на противоположную сторону баррикад поставил там-пар-рам! - Кабира Беди. Всё. Кино можно и не снимать, достаточно этим двоим в кадре "только туда-сюда ходи"



   Начало истории по традиции положено 20 лет назад, когда по свидетельским показаниям Тульсирама Бахадура Сингха приговаривают к смертной казни за убийство. Даже запишу - в соответствии со статьей 302. Интересно потом проверить в других фильмах озвученные статьи). Практически уже вдова Бахадура Сингха тут же в зале суда проклинает Тульсирама и обещает кровную месть от руки еще не рожденного сына. Через 20 лет она сама приводит сына в банду мужа, к родному дяде, все эти долгие годы тоже ожидавшего отмщения. В качестве доказательства своей готовности, Лакхан демонстрирует феноменальные стрелковые навыки, которым обучила его маменька. Ну всё, теперь дело за малым - убить Тульсирама. Что, собственно, и произошло незамедлительно. Матушка счастлива, что сын наконец-то ей  "вернул гордость и честь"  её походу совершенно не волнует тот факт, что Лакхан теперь вне закона, разыскивается полицией и вынужден жить в бегах. У Тульсирама же имеется свой сын, довольно перспективный армейский младший офицер Рупа, который ради кровной мести за отца увольняется из армии и берет обет отказа от матери и дома, пока жив Лакхан. Круг кровной мести разорвать невозможно. В общем, Лакхан попал в тиски двух разыскивающих его сторон - полиции и кровника. 
   Но организм молодой и половозрелый напоминает о других потребностях. Из увеселительного дома танцовщицы Лакхан силой увозит понравившуюся ему девицу. Хотя, справедливости ради надо сказать, что эта девица танцевала так вызывающе-соблазнительно даже в сравнении со своей старшей сестрой, что мертвые восстали бы из могил)).


   Матушка, узнав о случившемся из газет, сокрушается, мол, что же ты наделал Лакхан. Хо! А то, что он разыскиваемый убийца - это вроде как несчитово. Но после очередного случая насилия, когда жертвой бесчестия стала дочь подруги, матушка обращает молитвы к богу, чтобы тот убил сына за совершенный им грех. Чудесная материнская логика! Я его воспитывала убийцей, а не насильником))
  Рупа тоже не дремлет и для более эффективного решения своей задачи вступает в противодействующую группировку, предлагая себя как уникального стрелка, с тем условием, что Лакхана он устранит собственноручно. Оба-два кровника обзаводятся особыми именными патронами друг для друга.


  После того как Лакхан убил предавшую его девицу-танцовщицу, матушка отказывается от сына и запрещает переступать порог дома (хм, он и так этого сделать не может по причине полицейской слежки). Удивленный отповедью матери Лакхан выговаривает, что она травила ядом ненависти его сердце с каждой каплей молока, вместо того, чтобы учить читать и писать. "Ты не показала мне радость жизни, а лишь сумрак смерти, мама!" Очень эмоциональная сцена, одна из самых сильных в фильме, каждое слово обвинения Лакхана справедливо и наполнено болью. Вспомнила, что в большинстве случаев не люблю тот образ индийских матерей, что играет Нирупа Рой. Наворотит сама дел, считая себя априори правой, а потом упорно не желает признавать именно свою вину. сваливая то на обстоятельства, то на детей, которых сама же и воспитала.
  Лакхану в какой-то степени сочувствуешь, хоть это и совершенно неправильно по отношению к убийце и насильнику. Был ли у него шанс избежать этой участи при такой одержимой жаждой мести мамашке? Ни малейшего. 


    Продолжающееся противостояние между Лакханом и Рупой приводят к новому сюжетному развитию. Раненый Рупа, а чуть позже и разыскивающий его Лакхан, поочередно знакомятся с деревенской девушкой. Сона юна и чиста и своими бесхитростными речами умудряется влюбить в себя двух здоровых мужиков. Возможно, в других условиях точно такие же слова о любви, гармонии, мире с собой и окружающими звучали бы слишком пафосно, но Сона в исполнении Мушуми Чаттерджи просто чудо как хороша и естественна.


 Вскоре события разворачиваются так, что вчерашним врагам приходится объединиться ради спасения чести Соны. 


   Удивительный фильм снял Радж Кхосла. История непримиримой вражды главных героев всегда дает хорошие плоды, но она никогда не сравнится с историей крепкой дружбы! Здесь есть всё. Цельные герои в динамике развития характеров. Причем, если герою ВК предстоит "очеловечивание", то герою Кабира Беди приходится пройти двойное перерождение. Стройный и логичный сценарий. Замечательная кинематография панорамных съемок, крупных планов и фирменных режиссерских "рамочных" кадров.


   И такой пронзительно возвышенный финал. Наконец-то порочный круг взаимной кровавой мести разорван. Иначе и не могло быть!