четверг, 22 октября 2015 г.

Джодха и Акбар: история великой любви / Jodha Akbar (2013 ‒ 15)


  Ой, а что это за чудесный малыш появился на титульной картинке? Конечно же это наследный принц Салим, будущий Падишах империи Великих Моголов Джахангир, вошедший в историю довольно годным правителем; правда, по на начатой им же самим традиции конец его правления был омрачен рядом мятежей сыновей и некогда преданных полководцев, как в свое время поступил и он сам, борясь с отцом, падишахом Акбаром. В последующих поколениях наследники могольского трона эту сомнительной гордости традицию укрепят и разовьют в братоубийственные бойни. Но это всё потом, а пока ... 
  Пока очередной краткий обзор с картинками очередного блока серий (до 400-й). Да, я так и не смогла забросить Jodha Akbar и так до сих пор не поняла секрета привлекательности этого сериала. Но ведь есть что-то, кроме потрясающей экранной chemistry между Раджатом Токасом и Паридхи Шармой, что заставляет меня снова и снова к нему возвращаться. Наверное, банальное любопытство: а как мол де они обыграют тот или иной исторически-реальный эпизод. Увы, никакой новизны тут не будет, повторение одной и той же жвачки, по заданному направлению в первой сотни серий.
 Предварительная точка была мною поставлена полгода назад казнью Адхам-хана, молочного брата Акбара. Махаманга наконец-то прилюдно уличена в заговоре против Джалала и отправлена в тюрьму. Известие о смерти о смерти родного сына окончательно сломило некогда всесильную и грозную кормилицу императора, фактически занимавшую пост визиря. В гневе она насылает проклятие на беременную двойней Джодху, что кровь её сына будет оплачена кровью сыновей Джалала. Джалал взбешен, но Джодха продолжает "играть Иисуса" и, простив Махамангу, надеется  в конце концов добиться и искреннего прощения со стороны Акбара.



  Махаманга, как уже известно из истории, умрет сорока днями позже своего сына, но пока потихоньку сходит с ума в тюрьме, кипит злостью к Джалалу за убийство Адхама и ненавистью к Джодхе, считая появление последней при дворе Великих Моголов источником всех своих бед. Ашвини Калсекар феерична в созданном образе непоколебимой злодейки. С логикой у сценаристов по обыкновению очень и очень тяжело. Ладно бы сделали её злодейкой против иноверки Джодхи, перехватившей влияние на императора, но ведь она постоянно, на протяжении доброй половины сериального пути, строит заговоры с целью физического устранения Акбара. Как это согласуется с извечными рыданиями о том, что он ей дороже родного сына? Да никак, обоснуй отдыхает. Меж тем в последних воспоминаниях Джалала о детстве, проведенном под покровительством Махаманги, она эпизодически предстает в молодом образе. Браво гримерам! Да, возрастной и предсмертный грим угнетенной душевной болезнью Махаманги излишне театрален. Но вкупе с игрой актрисы, такой же нарочито театральной как в немом кино, это работает.


  И пока беременная Джодха пытается "примирением сторон" получить от Махаманги искреннее снятие проклятия с будущих детей, Рукийя Султан затеивает новую авантюру. Используя ресурс главной жены падишаха начинает откровенно спекулировать своей бездетностью и выпрашивает второго ребенка Джодхи, которого сразу же по рождении планирует забрать у матери и воспитывать как своего собственного. Акбар взбешен, Джодха подавлена. Но мы же уже привыкли, что она святее Папы Римского и входит в положение каждого. В общем, сама соглашается отдать своего пока еще нерожденного ребенка. Но Рукийя кроме всего требует и документального подтверждения этой "сделки" - фирмана, закрепляющего за ней все права на второго ребенка Джодхи. Полагаю, что этот документ впоследствии всплывет обязательно.
  Кроме бесконечных гаремных склок и дрязг, в общественно-политической жизни двора происходят изменения. Джалал, восхищенный мудростью, находчивостью и острословием Махеш Даса, приближает того ко двору. Этого персонажа мировая история и литература запомнила под именем Бирбала. Личные качества позволили Бирбалу достичь не просто вершин власти, но и стать наиболее близким другом императора Акбара.


  И, чтоб не растягивать тему (это же не гаремные интриги), сразу же обозначается конфликт между Бирбалом и Тансеном, легендарным музыкантом, являвшимся, как и Бирбал, одним из девяти членов совета "наваратны" ("девять драгоценностей"), состоявшего из самых приближённых советников императора.
 Трое из "девяти драгоценностей": уже известные раджа Тодармал, главный по финансам империи Акбара; Ман Сингх, племянник Джодхи и один из наиболее талантливых и преданных Акбару полководцев - раджпутов и Бирбал собственной персоной. 


  Такое приближение раджпутов не могло не вызвать недовольство среди могольской знати и поэтому снова бурлят заговоры. Чуть раньше по сюжету появляется и продолжает мутить воду некий достопочтенный шейх, отец небезызвестного Шарифуддина, который тоже руководствуется принципом "хороший Акбар  - мертвый Акбар". Но, как уже отмечалось, с обоснуями у сценаристов весьма туго, и поэтому все их заговоры мало что не выглядят грамотно мотивированными, они еще и совершаются тупо и непродуманно. Немудрено, что с таким подходом, противников императора ждет полное фиаско.
  К слову, про противников. С рождением двойни Джодхой нарисовывается автономная парочка очередных мстителей. При дворе появляется некто Мирза Касим с женой Зейнат, которую Рукийя привлекает в качестве кормилицы для своего сына, рожденного Джодхой. Мирза Касим фактически кузен Джалала, сын любимого брата Хумаюна Камрана, что не мешало последнему поднимать мятежи против брата-императора, за что и был в конце концов бит и в наказание ослеплен. И вот спустя добрый десяток лет Мирза Касим заявился отомстить Акбару, как наследнику Хумаюна, за своего отца. И не просто самому Акбару, а по-восточному изощренно - лишить жизни его детей. Снова ржу над логикой сценаристов и обсасывание уже в который раз по сюжету темы отравления. Итак, с первой парой сыновей Акбара, Хусейном и Хасаном, всё понятно. Они умерли в младенчестве. И, в общем-то, рождены были вовсе не Джодхой, а одной из многочисленных гаремных наложниц Биби Арам Бакш. Но почему бы слегка не "подправить" историю ради развития сюжетной линии, тем более, что умершие младенцы, равно как и факт материнства, никак не повлияли на ход дальнейшей истории. Тем более, что это позволило увеличить хронометраж сериала на добрых четыре десятка эпизодов).
  Но смерть детей оказала на сериального Акбара весьма существенное влияние, спровоцировав нападение на Читторгарх, эту цитадель непокоренных и мятежных раджпутов. Понятно, что раджпуты  не виноваты, но Акбар усомнился в божьем промысле и развязал кровавую бойню как бы в знак противодействия. Ах так, тебе нужны были жизни моих невинных младенцев, так я тогда убью тысячи! Хм ... ну что тут можно сказать. По мнению сценаристов Акбар - климактерическая взбалмошная истеричка и вершит историю согласно своему настроению. Более того, в данном случае произошел существенный хронологический сдвиг: младенцы Акбара умерли осенью 1562 года, а осада Читторгарха началась спустя пять лет и, естественно, исключительно по военно-политическим соображениям безопасности границ империи Великих Моголов.
  Кажется, в ранних сообщениях о сериале я уже отмечала ущербную постановку боевых сцен. Оно и понятно, сериал больше заточен под гаремные интриги-скандалы-расследования. Крайне топорные компьютерные прорисовки крепости на холме, картонные декорации, неумелые  боевые столкновения , что смотреть это убожество под названием "Осада Читторгарха", право слово, было даже как-то неловко за производителей. Ладно, обыграли джаухар и шафрановые одежды воинов, и на том спасибо.


  Жаль, конечно, что такая небрежность коснулась одного из значимых эпизодов в истории как империи моголов, так и Раджпутаны, как символа стойкости раджпутов. В иллюстрациях Акбарнаме и то выглядит достойнее. 
  Но "кровавый" грим Джалалу явно к лицу. Странно, что такой неистовый на поле воин никак не может "построить" в сериале своих королев.


 Омывшийся кровью раджпутов, но не словивший своего главного соперника Махарану Пратапа Сингха, Джалал чувствует опустошение после победы и теперь снова отправляется с Джодхой в паломничество замаливать грехи и вымаливать у Аллаха прощение. Отмолили. И вот результат. У Акбара появляется первый наследник, а Джодха обзаводится титулом Мариам-уз-Замани и прилагающимся к нему роскошным кокошником.


  Такое положение вещей вызывает серьёзный баттхёрт у Рукийи Султан и она решает всеми правдами и неправдами вбить клин между матерью и сыном: переманить Салима на свою сторону, интригами создав такую ситуацию, чтобы сын начал воспринимать родную мать как врага. С младенцами такое проворачивать проблемно, поэтому время переносится на восемь лет вперед. При дворе уже детей видимо-невидимо, но основное внимание акцентируется на наследном принце Салиме, его единокровных братьях Мураде и Данияле, и растущем и воспитывающимся вместе с принцами крови Хайдаре (внезапно!), сыне убиенного Адхам-хана. Последний, хоть и полностью вымышленный персонаж, но пакостит уже с детства по-взрослому. Естественно, мотив мести - смерть отца. Интересно, кто только вложил в его голову такие идеи, если с детства он воспитывался Джавидой, вдовой Адхама, в любви и почтении к императору и относились к нему на равных с принцами. Наверное, авторы таким образом хотят показать "сколько волка ни корми" или же просто очень хотелось оставить в сериале полюбившегося зрителям Четана Хансраджа, исполнителя роли Адхам-хана. А как его оставить, кроме как не возродив в лице сына. Но это будет чуть позже, пока дети маленькие. Но проблемы у них недетские. Во всяком случае у Салима. 


   Ох, тяжела ты, шапка Мономаха корона наследного принца. Мальчик растет добрым и сострадательным, недаром же при рождении ребенка все предсказатели и ведуньи предрекли, что "править он будет сердцем". Но папа строг, используя в воспитании драконовы меры, и кое-кто под личиной друга строит козни, и Акбаровы политические соперники теперь навострили свое жало на устранение Салима, и даже королева Рукийя, мало что интригует против матери, так еще и начала как бы невзначай подсаживать мальчика на опий. Ох, сил моих нет! И если я еще как-то мирилась с образом Рукийи - коварной интриганки против соперницы, скрипя зубами, но мирилась. Но к чему такая мерзость в создании негативного образа одной из самых уважаемых женщин при могольском дворе! Аргггххх! Достаточно всего лишь поверхностного знакомства с фактами её биографии, чтоб представить картину, каким уважением и влиянием она пользовалась не только у императора, но и всего двора. 
 И снова это педалирование излюбленной темы в изображении Джахангира  - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Да, историки отмечают, что из всех могольских правителей он имел наибольшую склонность к алкоголю. Наибольшую склонность - это значит чуть больше, чем остальные, но не то, что был законченным алкашом. Во всяком случае ни в молодости, ни в первую половину своего правления уж точно. 
 Вторая излюбленная в художественном воплощении тема связанная с Джахангиром - это его любовь к танцовщице Анаркали. Было - не было, но вариантов легенды много, то Акбар был против из-за низкого статуса девицы, то Акбар сам на неё имел виды, то он её убил, то тайно отпустил, изгнав из страны и заказав настрого встречаться с Салимом. Тут же авторы не стали затягивать с делом, а "связали" пару охранным амулетом еще при рождении, показав тем самым, что их любовь была предопределена судьбой. Правда, поначалу та, которой предстоит стать первой страстью принца, в детстве тоже создает ему достаточно проблем из-за своей детской упертости и глупости, старательно выдаваемой в сериале за принципиальность.
 Надо сказать, что все дети играют отлично, особенно нельзя не отметить мальчика - принца Мурада. А вот Салим, понимаю, что он добр и мяког, но вечно открытый рот и пустые глаза на экране откровенно раздражают. Но не буду излишне сурова к ребенку, все равно скоро вырастет)
  Один-то уже вырос. Да каким красавцем, глаз не отвести! Это Рахим, Рахим Хан-и-Хана, родной сын Байрам-хана, пасынок императора Акбара, воспитанный его второй женой королевой Салимой. Рахим так же являлся доверенным лицом Акбара и одним из его "девяти драгоценностей". Славен своим поэтическим наследием, переводом Бабурнаме на персидский язык и книгами по астрологии. В сериале пока выполняет роль наставника для маленьких принцев по обучению владением разными видами оружия. 
  Увы, двое сыновей Рахима были убиты Салимом за то, что восхождении последнего на трон после смерти Акбара, оказались в рядах противников. Но сам Рахим продолжал службу при дворе своего сводного брата, императора Джахангира. Но это я снова забегаю сильно вперед.


  Что еще хочется отметить особо. Не знаю, сменились ли визажисты в сериале или просто решили чуть подработать с образами старые, но новый макияж главных женских персонажей сразу бросается в глаза. Он и раньше был неплох, но это - отличный макияж! Стрелки и немного другая форма бровей сразу омолодили лицо королевы Салимы на несколько лет, сделав его даже несколько озорным. Хотя, как раз по фильму-то героини должны уже "взрослеть". Даже Рукийя, чьи глаза мне всегда не нравились какой-то неряшливостью макияжа, что создавалось впечатление или размазанности или осыпанности краски, теперь обладает идеально отрисованными стрелками. У Джодхи же, и так имеющей выразительные глаза, они стали еще акцентированнее значительно удлиненными двойными стрелками.


Продолжение следует. Да-да, я зареклась уже "ставить окончательную точку")). Ну, может и не продолжение, а окончание, всего-то осталось каких-то стописят с хвостиком серий.


Комментариев нет: