понедельник, 6 апреля 2015 г.

Джодха и Акбар: история великой любви / Jodha Akbar (2013 ‒ 15)


   Финита ля комедия трагедия! Не в том смысле, что сериал закончился (ему походу конца и края не видно), а в том, что я таки кровожадно дождалась казни Адхам Хана. Хотя, помнится, прошлый раз я говорила, что "вот дождусь, когда у Джодхи с Джалалом случится ЭТО и всё!". Вот такой этот странный сериал: и ругаешься на чем свет стоит на бесконечную жвачку, и герои главные уже порядком выбешивают, а все равно нет ничего лучше для фонового сопровождения во время каких-нибудь домашних работ. Вчера, к примеру, закончила просмотр этого блока серий под восьмичасовое пикирование сеянцев)). К слову, надо особо отметить русскоязычную озвучку, редкий случай когда она пошла только на пользу, приглушая чрезмерную для моего уха эмоциональность персонажей с рыками, криками. Достаточно и дикого вращения глазами во гневе).
  Однако, вернемся к долгожданной мною казни. О, гримеры и стилисты в этом эпизоде постарались на славу, мои им аплодисменты. Редкий случай гармоничного использования обилия крови, которой залили Джалала. Титульная картинка тому подтверждение. А обесцвечена не потому, что "цензура-купюры" для слабонервных, просто мне кажется так более выразительно. Кровавые подробности далее.


    Как уже упоминалось не единожды при пересказе ранних сюжетных линий, Адхам Хан был молочным братом Джалалуддина, сыном  кормилицы Махаманги, которая принимала весьма активное участие в процессе становления будущего императора, имела на него беспрекословное влияние, сделавшее её на время де-факто управительницей империи. Естественно, при таком раскладе, и родной сын Махаманги был не последней птицей в империи Великих Моголов, но жадность и зависть Адхам Хана свели на нет все усилия матери по упрочнению положения своего сына при дворе.


  О влиятельном положении Адхам Хана свидетельствует даже тот момент, что в знаменитом "Акбар-наме" ему персонально посвящены три художественные миниатюры. Первая о женитьбе Адхам Хана на дочери Баки Кхан Баглани на четвертом году царствования Джалала. История не сохранила ни имени этой жены, ни малейшего упоминания о её добродетелях; мы же понимаем, что история того времени писалась мужчинами о мужчинах и для мужчин, упоминание женщин - большая редкость. Посему в сериале образ супруги Адхама Джавиды лежит полностью на совести сценаристов. Язык не повернется её назвать тупой или глупой (хотя, что лукавить, так и есть))). Но насколько она бестолкова, настолько и открыта, добродушна, радостна, что невозможно не полюбить этого персонажа. Редкий случай, когда персонаж не вызывает раздражения своими глупостями. И актриса с такой потрясающе подвижной мимикой, что невозможно передать одним кадром весь спектр её эмоций. Девица  - радостная ртуть)


   Второе художественное упоминание в Акбар-наме об Адхаме было в связи с подавлением восстания Баз Бахадура в Малве. Будучи опытным полководцем, Адхам Хан тем не менее проявил немыслимую жестокость, приказав истребить не только многочисленных пленных солдат Баз Бахадура, как индусов, так и мусульман, но так же женщин и детей. Этот факт варварской немотивированной жестокости вызвал не только возмущение подданных, но и самого императора. Кроме того, при захвате Малвы все сокровища султаната, слоны и гарем достались победителям. Адхам Хан изволил отправить ко двору отчет о победе, сопроводив его несколькими слонами, остальное присвоил себе. Ну и какому императору это понравится?! В общем, первый серьезный звонок Адхам Хан явно не пожелал услышать, или понадеялся на всесильность своей мамашки. Кто его знает, чем он руководствовался, когда год спустя означенных событий в Малве, напал и убил вакиля (премьер -министра) Адга Хана, которого император Джалалуддин почитал за приемного отца. Историки вменяют Адхаму зависть и ревность к почестям, оказываемым Адга Хану со стороны императора. Таким образом Адхам хотел еще и скрыть свои финансовые махинации с казенными деньгами, о которых Адга Хан собирался доложить императору. В общем, проснувшийся от шума во дворце, вызванном убийством Адга Хана, император не стал долго раздумывать и ... Третье и последнее упоминание Адхам Хана в Акбар-наме.


  Надо сказать, создатели сериала от души постарались визуализировать эту миниатюру. Щедро, щедро! Правда, перед этим Акбар прочитал обычную для сериала нотацию на тему "чего ж тебе, собака, надобно было", "я для вас всё, а вы ..."
Это СПАРТА АГРА!


  Говоря о щедрости постановщиков я ничуть не слукавила, потому что в отличие от реальных исторических событий, когда Адхам Хана пришлось дважды сбрасывать с 12-метровой стены форта до полного убиения, тут его ажно четыре раза таскали на стартовую точку полета.


  Ну и пятый проброс, заключительный. Как и первый, совершен императором собственными руками. Однако, никто не назвал его Акбаром Кровавым, так и остался в истории Акбаром - Великим значит).
И за форт его бросает в набежавшую толпу.


  Всё! Больше меня с этим сериалом не связывают никакие ожидания)). Можно и поставить точку.
 Вкратце о том, что произошло при дворе Великих Моголов с момента слияния Джодхи с Джалалом до момента казни Адхам Хана.
  Джалал всё пытается навести порядок в своем гареме - курятнике. С тремя основными королевами голову свернешь, пока разберешься, кто прав, кто виноват, кто с кем против кого дружит. Но тут ничего нового. Преданная, но безумно ревнивая главная жена Рукийя все так же интригует против Джодхи, периодически вступая в альянс с Махамангой. К слову, фальшивая беременность Рукийи довольно быстро раскрылась, но она избежала наказания, благодаря заступничеству Джодхи перед императором. Салима - вторая королева, все так же старается держаться особняком, воспитывая сына Рахима, но тем не менее оказывая поддержку Джодхе и императору мудрыми советами. Джодха - на сей момент самая любимая жена Джалала, красивая, справедливая и самая упертая. Уж если что вобьет себе в голову, то переубедить невозможно, даже несмотря на очевидную неправоту.



  В очередной раз её стремление к справедливости любой ценой чуть не приводит к трагическим последствиям для Тодармала, одного из самых преданных Джалалу раджпутов. А заварилась каша сия из-за "дурочки" Шехназ, которая приблудилась к Джодхе еще со времени её скитания по ашрамам после изгнания из дворца. Что девица непроста и имеет свои цели было очевидно с самого начала, лишь только Джодха тупо отказывалась смотреть правде в глаза, считая, что все во дворце почем зря обижают невинную девушку. Девушка и впрямь оказалась с историей - это принцесса Нигяр, дочь покойного императора Хумаюна, единокровная старшая сестра Джалала.


  И тут такое сценаристы намудрили, что мне кажется даже глупышка Джавида сочинила бы сюжет стройнее и логичнее)). Шехназ-Нигяр пробралась во дворец с целью отомстить Джалалу за то, что он якобы держит с темнице её мать, королеву Чанд, что существует некий фирман от императора Хумаюна, передающий право наследования трона ей, принцессе Нигяр, а не Джалалу (ога, такой приоритет девочки перед мальчиком). Еще какие-то куча сокровищ, о существовании которых известно всем, но знает где найти только королева Чанд. А королева Чанд все это время томится в застенках у ... Махаманги! Внезапно). Махаманга тоже мечтает заполучить сокровища и уже второе десятилетие пытает пленную королеву... Аааа, дальше невозможно описывать эту бредовую линию. Претензии Нигяр, что мама её не узнаёт, учитывая, что мама с ума сошла на почве давнего переворота, когда ей ради спасения новорожденной дочери пришлось во время побега отдать ребенка первой встречной женщине. В общем, никого не смущает, что все знают, что та новорожденная девочка и есть принцесса, подумаешь, двадцать лет прошло). А еще к заговору подключилась еще одна королева из "бывших хумаюновских", королева Мах Чучак - наместница Кабула и мать Мирзы Хакима, младшего единокровного брата Джалала. Это от него где-то в районе 200-й серии сбежала из-под венца младшая сестра Джодхи Шивани, променяв принца на каменотеса). Королева Чучак дама решительная, жесткая и жестокая, гордо восседает на своем Железном троне с драконовыми крыльями в дешевых компьютерно-нарисованных интерьерах кабульского дворца. И она тоже почему-то убеждена, что трон Индостана должен принадлежать именно ей! 


   В общем, война - война. Акбара обложили со всех сторон. Приходится снимать тюрбан, нацеплять доспех, забирать с собой гарем и ехать табором на поле главной битвы. В доспехах Акбар хорош! Кстати, в отличие от ранних серий, теперь Джалала уже спокойно можно величать Акбаром, бо как верноподданные наградили его за благие дела этим титулом, который со временем в историографии заменил его имя собственное.


  Решительный бой неравных сил (у противника превосходство из-за раздробленности армии Акбара, находящейся частями в разных мятежных провинциях), Акбара пленяют. Обожаю эту тему, когда вместо того, чтоб сразу убить противника, часами ему рассказывают за что его ненавидят и как ему придется страдать перед окончательным умертвлением). В это время гаремные дамы под предводительством воительницы-раджпутки Джодхи тоже оказывают героическое сопротивление при попытке их пленения. В общем, подмога подоспела, всех спасли, все радостны. Джодха в это время утаивала от Акбара новость о своей беременности, обнаруженной накануне военной кампании. Шкандаль! Как смела утаивать от императора саму долгожданную для него весть и подвергать риску себя и наследника. Ой, двоих наследников. Внезапно двойня! Ревнивица Рукийя безутешна, что ей, главной жене, никогда не стать Мариам-уз-Замани (титул матери наследника). И на всей этой радостно-восторженной ноте победы и ожидания наследников разыгрывается очередная драма. Даже две драмы. Но про влюбленность "Человекозверя", посланного королевой Чучак для убийства Джалала, но внезапно воспылавшего чувствами к Джодхе, писать не буду. Уж больно меня стала раздражать Джодха своими абсолютно идиотскими поступками, оправдываемыми зачастую ложным чувством справедливости.
  Акбар внезапно воспылал любовью к сладкоголосой певице Атифе. И так возлюбил, что ничего слышать не хочет. "Женюсь, женюсь... Какие могут быть игрушки? И буду счастлив я вполне". Действующие королевы и королева-мать мягко сказать в офигении. Но император сказал, император сделал, даже не смотря на имеющегося у девицы мужа. Общественность возмущена, кази собирается судить императора. 


  Вот уже и обряд никах завершен. И тут новобрачная чик ножичком свежеиспеченному супругу по горлышку. Двор в шоке. А я нет, потому что знаю, что жить он еще будет долго и счастливо. Ну, может не очень счастливо, если на закате жизни придется сталкиваться с родным сыном в тронных междуусобицах.
  В общем, Джалал знал о заговоре с самого начала, потому и вел себя так, чтоб вывести прилюдно на чистую воду заговорщиков с Махамангой во главе. Ну да, если какой заговор во дворце, то за ним обязательно стоит или косвенно примазывется по ходу действия Махаманга. Теперь все карты открыты, снова внутренняя борьба, как же так, ты ж меня молоком вскормила, я ж тебя больше всех почитал... Затюрьмили Махамангу.
 А тут вскоре и Адхам Хан залетел с убийством Адга Хана. И скорбящая Махаманга умерла через сорок дней после казни сына, предварительно наслав на еще нерожденных детей Джалала проклятие.
  Зик транзит глория мунди ... Fin.

Комментариев нет: