суббота, 6 мая 2017 г.

Последний разбойник / Aakhri Daku (1978)


  Газетные заголовки пестрят сообщениями о новых и новых дерзких преступлениях, совершаемых в городах и весях долины Чамбал бандой безжалостного дакоита Мангала Сингха. Ставка за голову бандита вырастает с 5 000 до 50 000 рупий, но все безуспешно. Полиции даже неизвестно как выглядит этот самый Мангал Сингх. Известен лишь его фирменный знак - он всегда оставляет на месте преступления знак черной кошки свастики. Зато сам Мангал прекрасно осведомлен обо всех планах относительно его поимки. Ему для этого даже не нужны осведомители, дерзкий гений маскировки не боится разоблачения и в самом сердце полицейского управления, присутствуя у дверей в качестве охранника.



 Есть одна только слабость у героя (если таковым можно считать бандита) -  любовь к Чампе (Рина Рой), которая хочет, чтобы он завязал с преступной жизнью и женился на ней. 


   Другая сторона медали - Бхола, деревенский простак, чрезвычайно честный и религиозный, и такой же бедный, отчего постоянно понукаем матерью. Обидевшись в очередной раз на критику в свой адрес, он решает покончить с этой несправедливой жизнью. Но и тут не везет, то поезд к нашей Анне Карениной не едет, то тигра, готового его растерзать, подстреливают. Бандиты - спасители отводят Бхолу к Мангалу Сингху и он в процессе беседы узнает, что тот хотел покончить с жизнью из-за бедности. Мангал Сингх предлагает сделку по подмене идентичностей. Поскольку полиция не знает истинной личности Мангала Сингха, Бхола должен стать Мангалом Сингхом, намеренно попасться в руки полиции и быть приговоренным судом. Настоящий же Мангал Сингх получит вознаграждение в 50 тысяч рупий от правительства и передаст семье Бхолы. 
  Бедолага Бхола (Рандхир Капур) не очень-то тянет внешним обликом на бандита. Потому Мангал и постарался максимально изменить его внешний вид. Но "фирменные" капуровские бровки домиком видны даже и на одном глазу). Но жребий брошен. И полиция уже признала Бхолу как дакоита Мангала Сингха и судом он приговорен к повешению. Однако ход событий в ближайшее время раскрывает, что Мангал Сингх на самом деле является настоящим братом Бхолы.  И заверте ...


  Во время визита в дом Бхолы с деньгами, сестра Бхолы признает Мангала своим названным братом и повязывает ракхи. Такое искренне проявление сестринской любви открывает глаза бандиту на то, что в жизни есть и другие ценности, весьма отличные от его привычного образа жизни. И всё. Он начал моментально исправляться. Обоснуй в этом части фильма заснул летаргическим сном.


  Такие перемены в боссе только на руку Ранджиту, давно уже желавшему прибрать дела в банде к своим рукам и не раз нарывавшемуся на "успокоительное" от Мангала. Ранджит традиционно самый модный и порочный.


Ситуация складывается так, что бежавший во время тюремного эскорта Бхола и Мангал ради спасения друг друга торопятся наперегонки в полицию сдаваться, каждый стараясь убедить в своей идентичности с разыскиваемым. Но в полиции теперь-то есть портрет однажды уже пойманного Мангала Сингха! Кто же теперь поверит Бхоле, и уж тем паче Маганалу, что один из них настоящий бандит))


  Чампа всячески поддерживает Мангала в его стремлении вести образ жизни законопослушного гражданина, но она не готова к тому, что тот обрекает себя на смерть, сдаваясь полиции.
  У Бхолы тоже есть подружка, которая крайне переживает все происходящее с возлюбленным. Но решительности Рекхе не занимать. Она при необходимости и пару бандитов запросто свяжет и потянет за собой на веревочке.


  The End, в общем-то, не очень happy. Не всегда синдур наносится краской, в иных обстоятельствах только кровь навеки скрепляет сердца влюбленных.
  Винод Кханна в этом фильме как-то по особенному прекрасен. Не только внешне, но и игрой, даже в условиях абсолютно сырого и слабого сценария.
  

  Остается только сожалеть, что Пракаш Мехра, который наряду с Манмоханом Десаи стоял у истоков "масалы" и имел уже в своем послужном списке "Затянувшуюся расплату" (Zanjeer, 1973), "Ловкость рук" ( Haath Ki Safai, 1974) и "Сердцееда" (Hera Pheri, 1976) снял такой посредственный фильм. Его может извинить только то, что вышедший в этот же год "Владыка судьбы" (Muqaddar Ka Sikandar, 1978) с АБ и ВК стал безусловным  хитом и третьим  кассовым фильмом десятилетия.