суббота, 22 апреля 2017 г.

До свиданья, мама (2014)


  Этот фильм вряд ли бы удостоился хоть малейшего обзора, если бы не два обстоятельства: сюжетная канва и сценарист. По мотивам мотивов. А так как мы знаем,  как Мойша Маркович из пятой квартиры может насвистывать Моцарта, то первым делом надо ознакомиться с первоисточником. Нет, не тем, что написал Граф, он и так известен до последней буквы, а с тем первоисточником, что лег в основу сценария фильма – "А. Каренин" Василия Сигарева – пьеса по мотивам романа Толстого "Анна Каренина". Василий Сигарев – личность на российском кинонебосклоне довольно известная; заявил о себе громко и если еще пока не сказал нового слова в искусстве, то уж точно смог изрядно нагнать жути на зрителя. Пьеса "Каренин" написана им специально для театрального формата по заказу Табакова, и со слов автора с первой и до последней буквы он представлял главным героем пьесы именно О.П., потому и корень проблем, произошедшего в семье разлада, Каренин относит исключительно на разницу в возрасте. Он "унижен" возрастом. Причем тема возраста Каренина озвучивается не только им самим, и Сережа задает папе острые вопросы, которые лишь усугубляют трагедию Каренина. "Каренин" Сигарева, показывая происходящее исключительно глазами героя, вторит оригиналу. Что происходит с государственным мужем, жена которого ему изменяет? Каков государственный чиновник дома? Сначала ревность разрушает его, потом рефлексия лишает цельности, заставляя опрокинуть все сложившиеся до того понятия о приличии, о достоинстве, наконец, о религиозных установлениях. Это смущение духа приводит к тому, что Каренин теряет какие-либо представления о должном, и не знает сам про себя, что же он сделает и как поступит в следующую секунду своего существования.
   В Анне нет драмы, в ней даже нет страсти. Она равнодушно отметает ревностные вопросы Каренина, его жалкие мольбы оставаться ему верной. Кажется, она привыкла его обманывать, оставлять в кабинете одного, удаляться в спальню в желанном одиночестве. Муж – просто предмет обстановки. Она даже не столько врет Каренину, сколько цинично говорит то, что муж хотел бы услышать, только бы отвязался.
  Вронский же эпизодический персонаж, он всего лишь катализатор драмы, на фоне которой из Каренина, видного государственного мужа, проявляется слабый человек, бывший отцом и мужем, но в одночасье переставший им быть. Вернуть семью невозможно, как и оставаться никем.
   Немаловажную роль в пьесе играет Лидия Ивановна, наперсница брошенного Каренина, любящая действовать именем Бога. Но чем больше она обличает Анну и хлопочет за Каренина, тем больше подспудно растет лицемерие и ханжество. Такая порода живет с восторгом по отношению к самим себе, восхищается несуществующими в себе добродетелями, а на деле просто хочет замуж, и выбрала уже себе Каренина. Ее наносное христианство есть лишь весьма грубая маскировка человеческой подлости.
  Это что касается пьесы Сигарева "Каренин". Она действительно хороша, в ней много узнаваемых толстовских диалогов. В ней, в общем-то, практически нет отклонений от романа, ну, может быть за исключением линии Сережи, который тяжело воспринимает расставание родителей и не готов мириться с известием о смерти матери (тот первый фальстарт, придуманный Лидией Ивановной).
   Далее пьеса "Каренин" адаптируется Сигаревым для формата кинофильма. Не знаю, кто здесь больше "постарался" сценарист или режиссер, но эта адаптация получилась ужасно унылой. Тягучей и непонятной, в которой напрочь отсутствует драма как таковая. Действие перенесено в наше время, что еще больше снижает и градус накала из–за отсутствия каких–либо рефлексий со стороны условного Каренина (герои в фильме названы только соответствующими именами - Анна, Алексей, Алексей, Лидия, Сережа), подогреваемых Лидией. Каренин в фильме - самое слабое звено. Его поступки мало что необоснованны, хоть и происходят в соответствии с оригиналом, они раздражающи. Феерический слабак, не вызывающий и толики сочувствия, которое тем не менее испытываешь к герою пьесы. В общем, не знаю, как задумывалось режиссером и сценаристом, но если не знать что собственно лежит в основе сюжета и не смотреть, подсознательно отмечая "а, да, вот это вот из оригинала", то зрелище, увы, нудное и скучное. Незавершенное. Стерильные герои в стерильной обстановке. Наверное, режиссер снимала что-то глубоко личное, в котором слишком много недоговоренностей. А может это просто неумелость в жанре художественного кино. Так будет честнее.
   Единственное, что заслуживает внимания – загородная камерная природа и работа эстонского оператора Рейна Котова ("Мандарины", 2013). Ничего выдающегося (Оскаров за это не дают), но удачные ракурсы интерьеров, выгодное использование теней и отражений хоть как–то визуально спасают эту картину. Правда, к концу фильма сложилось такое впечатление, что ему уже надоело снимать и пошла откровенная халтура.
   Про актеров – ни слова. Их там нет. Есть только мальчик Сережа (к слову, сыгранный девочкой).