вторник, 21 апреля 2015 г.

Девдасоведение.

  Википедия услужливо подсказывает, что классическая история трагической любви Девдаса была перенесена на киноэкран аж 16 раз. Чем хорошо единое культурное наследие Британской Индии, тем,  что каждый субъект некогда единого государства запросто может считать его своим. У пакистанцев свой Девдас, у бангладешцев свой, да и в самой Индии их немало в различных национальных киноиндустриях: ассам, малаялам, телугу, бенгали и, само собой, хинди. В моем кинозрительском багаже только две версии "Девдаса", пожалуй, самые известные - 1955 и 2002 гг. Так что лавры эксперта - "девдасоведа" мне вряд ли обломятся. Но вот одно знаю наверняка - такого Девдаса, как в фильме Ловкость рук (Haath Ki Safai, 1974), точно больше нет! )).
  Камини, богатая наследница всего и вся, которое до свадьбы находится под опекой алчного дядюшки, сильно увлечена театром. Оставшись буквально перед началом выступления без исполнителя роли главного героя, опечалена неминуемым срывом спектакля. На помощь ей приходит Раджу, добрый и отзывчивый балагур, но мошенник, вор-карманник, в общем, поначалу аморальный тип, которого интересует в первую очередь драгоценное колье Камини.


   Великолепная, совершенно шикарно отыгранная сцена, когда спивающийся от тоски по Паро Девдас приходит к Чандрамукхи. Само собой, в оригинале все печально и трагично, но в контексте данного фильма комичность не просто уместна, она необходима!. Ах, ну какие классные здесь  Хема Малини и Рандхир Капур. Конечно же, нововведенный на роль Девдаса Раджу сорвал аплодисменты. А заодно и вожделенное колье)


  Занимательно, что в 1979 году Хема Малини начала сниматься в полноценной адаптации "Девдаса" в роли Паро (Девдас само собой Дхармендра, а кто же еще)). Но фильму так и не суждено было выйти на экран, после нескольких дней съемок проект был заморожен. Жаль, конечно.


 Так что жалеть о том, чего так и не было, когда есть повод для сожалений и более материальный. Та же самая википедия в списке имеющихся адаптаций приятно удивила "Девдасом" 1979, снятого на бенгали. И что там за дело до исполнительниц главных ролей Паро и Чандрамукхи, если в ролях Девдаса и Чунилала - Сумитра Чаттерджи и Уттам Кумар соответственно (и меня даже не смущает возраст актеров на момент съемок фильма)! Хотя справедливости ради надо отметить еще и Суприю Деви, звезду фильмов Ритвика Гхатака, в роли Чандрамукхи. Но нет, нет нигде этого фильма. Я в печали.

  Но все равно розыски были увенчаны не совсем равноценной заменой, но тем не менее - "Девдас" 1982 г, снятый в Бангладеш режиссером Чаши Назрулом Исламом. И это вполне достойная экранизация, смело говорю. Безусловно, с технической точки зрения этот фильм ближе к фильмам 50-60 гг (понимаем,  Бангладешу долгое время было не до кино), но что касается актерской драматической составляющей, то тут без нареканий - классика в чистом виде.
  Какая красавица Парвати - Кабори (Kabori Sarwar). Ну, с Девдасом мне сложнее угодить, но Бюльбюль Ахмед (Bulbul Ahmed) такого типа а-ля Дилип Кумар. Анвара (Anwara) в роли Чандрамукхи.


  И чтоб не выбиваться из общего контекста - аналогичный эпизод упивающегося Девдаса и танцующей Чандрамукхи.



  К слову, в 2013 году тот же самый режиссер Чаши Назрул Ислам переснял 30 лет спустя своего "Девдаса". Вроде местные критики и зрители фильм приняли довольно тепло, но я могу про него отметить только то, что это первый цветной фильм в истории Бангладеш. И, конечно же, он проигрывает своему предшественнику. Недаром же говорят, что в одну воду нельзя войти дважды. Даже самый трагичный момент (для меня это даже не Девдас на рогожке, а захлопывающиеся перед Паро ворота) совсем не тронул. 
 Любовный треугольник все ж таки поставлю для отчетности, а то вдруг потом решу стать "девдасоведом"). Парвати  - Apu Biswas, Девдас - Shakib Khan, Чандрамукхи  - Moushumi.



П.С. Пока тут картиночки лепила, нашла и фильм 1935 года. Эх, придется становиться "экспертом")

Комментариев нет: