пятница, 13 декабря 2013 г.

Место съемки - Венеция.

    Как это зачастую у меня бывает, обладая определенными разрозенными знаниями по тому или иному вопросу, долгое время не получается сформировать их воедино, и достаточно всего маленького звена, чаще даже косвенного и в большей степени ассоциативного, чтоб "реле замкнулось" и  шестеренки завертелись)).
    Не успела написать всё, что думаю про "Братьев Карамазовых", как меня внезапно снова кинуло в тюдориану и прочее "Средневековье".~  Всплыл совершенно несправедливо мною обойденный фильм "Тайный ход" / "Secret Passage", действия которого разворачиваются в Венеции, относительно терпимой к евреям во время общеевропейских гонений, начавшихся в 1492 году в Испании. Синопсис фильма описывать не буду, он по линку в названии. Спокойный, камерный фильм, возможно лишенный размаха и роскоши "Венецианского купца", волею парности случаев, вышедших одновременно в 2004 году, и тем самым оставшийся в тени творения более именитых кинематографистов. Но история, расказанная в "Тайном ходе" лично мне показалась намного драматичней. На что готова старшая сестра, вынужденная с детства стать главой семьи в изгнании для младших, в поисках лучшей доли (как она это понимает), в целях сохранения веры и иудейской идентичности. И чем готова пожертвовать влюбленная младшая сестра в приступе ревности. Отлично сыгранные женские образы, особенно Кэтрин Боровиц в роли Изабеллы. Да и Тара Фитцджеральд предстала в необычном для неё кротком образе до той поры, пока ... В общем, не буду спойлерить, просто советую посмотреть фильм, бо как там есть еще одна исполнительница главной роли, без которой фильм бы не состоялся - сама Венеция. Не стоит даже пытаться перечислять все фильмы, снятые в этом городе. Их бесчисленное множество. И везде она разная, но чаще солнечная, парадная, искрящаяся праздником вольной жизни и богатыми фасадами палаццо. В "Тайном ходе" Венеция особенная. Я даже не могу подобрать точного определения своим ощущениям, будто в этом фильме открылась какая-то интимная, скрытая часть её архитектуры. Хотя казалось бы, всё те же дома, все тё же гондолы, но почему-то просмотр именно этих кадров сподвиг меня на всё то безобразие, что вы найдете под катом :)




 Джон Норвич в "Истории Венецианской республики" пишет:

  Грязь в лагунах была слишком мягкой и жидкой. Для более значительных зданий дерево не годилось, потому что оно не рассчитано на долгий срок, да и внешне не выглядело достаточно внушительно, и потому оставался единственный выбор — камень, а именно твердый белый камень полуострова Истрия.
  Но с камнем были связаны свои проблемы, например вес. Необходим был надежный твердый фундамент, а для этого требовалось забить в болото тысячи деревянных свай, так чтобы они стояли плотно друг к другу, а на их срезанные вершины положить крепкое основание. Это был тяжелый, трудоемкий процесс, но результат превзошел все ожидания. Многие дома в Венеции до сих пор стоят на сваях, забитых почти тысячу лет назад, и такую технику строительства продолжали использовать до XX века.

И там же в сноске отмечает:

 Даже такое колоссальное строение, как творение архитектора Бальдассаре Лонгена — собор Санта Мария делла Салюте, построенный между 1630 и 1687 годами в конце острова Дорсодуро (самом твердом из всех островов Риальто, как указывает на то его название), покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук.
  К сожалению, у Норвича ничего не сказано о проихождении древесного материала. Шутка ли, такое количество  - почти 2 миллиона забито в основание. Не на своих же окраинах столько наросло. Но зато ответ имеется у итальянского историка Тентори, автора многотомной "Истории Венеции", написанной в 1785-90 гг.:

Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах - пермскими карагаями.

  Пермские карагаи - это лиственница пермского края, южным соседом которого было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы покупали в Перми Великой лиственницу, водным путём доставляли её до Астрахани, где уже под названием карагай (название лиственницы в тюркских языках) и продавали в Венецию. О торговых связях Венеции с Русью, вернее уже о времени упадка, читаем снова у Норвича:

постоянная торговля с Русью пришла в упадок в 1360-х годах, когда путь караванам к Черному морю преградила война с севера и востока, в землях, занятых монголами. Через тридцать лет, когда Тамерлан разрушил поволжские города, служившие перевалочными пунктами на торговом пути, черноморская торговля прекратилась совершенно. Ценные меха на южных рынках стали редкостью и, следовательно, подорожали.

   Там дальше еще про работорговлю, но она к сваям отношения не имеет. Воообще, "История Венецианской республики" Норвича достойна рекомендации к прочтению не только тем, кого эта самая Венеция интересует. Впрочем, я рекомендую все исторические монографии Норвича. Язык прекрасный (спасибо и переводчикам), исторический материал обширен, предвзятости в подаче мною не отмечено.
    Но вернемся к нашим баранам сваям. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели.
   Вот тут и будет интересно посмотреть небольшой документальный фильм о Венеции, в котором дядечка все наглядно показывает и рассказывает про сваи и не только.


К информации о миллионах вбитых под Венецией свай еще узнаем с его слов, что знаменитый мост Риальто опирается на 30 тыс.свай. Он так же отвечает на самый излюбленный вопрос тех, кто впервые прибывает в Венецию: насколько глубоки её каналы? На самом деле не так уж и страшно, максимум 2,5-3 метра, лишь только Гранд-канал в отдельных местах достигает 6-метровой глубины. Реальная глубина каналов в период обмеления демонстрируется ведущим.


   Во второй части мини-фильма речь идет о реставрации, способах сохранения зданий, о чистке каналов, из которых чего только не извлекается. Это и средневековые кинжалы и шпаги (так и представляешь себе дуэльные разборки за красавиц, а не то, что кто-то спьяну посеял)), и снаряды - отголоски прошедшей войны, и стиральные машины от homo erectus. Зря машинку вытащили, оставили бы потомкам на раскопки лет так через двести. Хотя, кто знает, будет ли она в то время существовать, эта Венеция...

 

 Последняя часть фильма происходит на четырехетровой глубине раскопок культурного слоя, относящегося ко времени путешествия Колумба в Америку. Здесь как раз подробно показаны принципы венецианского строительства. Сначала заколачивали в глину до твердой поверхности и глубже (порядка 10 метров) частокол свай из дуба и лиственницы, сверху выкладывали своеобразный плот из перекрещенных слоев досок, который и служил основой равномерного распределения веса, а уже потом шла кирпичная кладка и мраморные плиты будущих зданий. А заодно и раскрывается секрет невероятной прочности с эффектом "окаменения" свай, находящихся в грунте, как уже заметили, активному разрушению подвергается только надземная часть деревянных конструкций. 


По большому счету, никакого особого заговоренного секрета тут нет. Всё дело в особом типе венецианской грязи, которая плотно обволакивает сваи и напрочь закупоривает доступ кислорода к дереву, и как следствие доступ разновсяческих бактерий и микроорганизмов.

Комментариев нет: