среда, 23 октября 2013 г.

Место съемки: Крутицкое подворье. Часть 1.

  Про Крутицы последние пару лет не пишет только ленивый. Причем чуть ли не каждый второй сдабривает свои рассказы об открытии этого места такими витиеватыми эпитетами, что и Маркесу не снилось. Ну да ладно, я ж понимаю, на "неофитов" Крутицы всегда производят неизгладимое первое впечатление).  Я сейчас про них ничего писать не буду, бо как рассказывала и ранее достаточно, а кто не в курсе, то статья в Вики даст достаточное поверхностное знание об этом месте.




    А очень кратко можно сказать так: в XIII веке здесь, за воротами окраинной, деревянной Москвы, где речка Сара впадает в Москву-реку, возникло Крутицкое подворье Сарской епархии, центр которой находился в столице Золотой Орды - Сарае для живущих там русских. Древнейшее из дошедших до нас строений датируется XV в., последние - XVII в. Со временем, утратив свое культовое значение, часть строений использовалась под казармы и гауптвахту. Известно место своими "сидельцами".  В XVII веке в здешних подвалах находился в заключении и "состязался" в религиозных спорах знаменитый писатель Древней Руси - протопоп Аввакум Петров, а в 1834-35 гг. находился в заключении в одном из помещений приказных палат разбуженный декабристами А.И.Герцен. Еще поговаривают, что пару ночей после ареста тут провел и Берия. А в 1612 г. во время борьбы с поляками Крутицкий Успенский собор служил местом сбора ополчения князя Д.М.Пожарского. 


  Интересным художественным архитектурным памятником в Крутицах являются т.н. переходы второго этажа, состоящие из арок красивого рисунка, поддерживаемых круглыми короткими колоннами. Архитектурный мотив переходов был характерной особенностью древнерусского феодального жилища. Известен он был уже с начала XI в., но получил широкое распространение в дворцовых и монастырских комплексах только в XVII в. И можно смело утверждать, что из всех известных произведение подобного рода Крутикие переходы - одни из самых эффектных.


 Они проходят вдоль всего северного фасада митрополичьих палат и связывают их с Воскресенской церковью и Успенским собором. Во время строительства зодчий Ларион Ковалев в середину своих переходов включил ранее существовавшее здание Святых ворот.
   На пару слово в сторону. На этой зимней фотке на переднем плане видны шесть кирпичных "квадратиков" - это основы красного крыльца, ведущего на второй этаж Успенского собора с парадной стороны. Но как говорится, хоть Барановский был и великим реставратором, но его одного на всё не хватало физически. Низкий поклон за спасенное им Коломенское; жаль, что на Крутицы в полном объеме просто не хватило времени...а потом ветра перемен, смена хозяев ...


  Ладно, вернемся снова. Надстроив над ними центральную часть, Ковалев украсил главный фасад сплошной керамической облицовкой, которая была куплена в соседней Гончарной слободе.


   Слежу за состоянием этого чудесного изразцового терема с особым пристрастием вот уже который год. И надо сказать, раз от раза положение все безрадостнее. Долгое время он стоял в лесах и там даже велись какие-то работы. Об этом свидетельствует ряд восстановленных деталей декора. Но леса дано сняли, а воз и ныне там. 



   А вообще, нынешнее состояние Крутиц очень заметно отличается от хотя бы трех-пятилетней давности. И не в лучшую сторону. В то время еще были свежи и ухожены восстановленные части комплекса. А нынче лицевая, как и положено "фасадной" части, искрится зеленой травкой свежего газона и ухоженным цветником


   А тыл...ну вот такой тыл ((. На глазах разрушается Красное крыльцо митрополичьих палат, восстановленное и приведенное  в соответствие с архитектурными формами времени первоначального строительства и по старым описям, реставраторами в 70-х гг.
 За него мне почему-то даже обиднее, чем за теремок ((


  Ох! я же сказала, что не буду вдаваться в подробности. Возвращаюсь к основной теме, ради чего всё и затеивалось.
   Будучи поклонником Крутиц почти четверть века, я как в той песне "помню все твои трещинки", и каждый раз со щенячьим восторгом реагирую на пусть и мимолетное появление узнаваемых видов в кинофильмах. И вот теперь, когда материала накопилось значительно, пора бы уж им поделиться со всеми)

 Мотор! Камера!

1. "Россия молодая", 1981 г.
Режиссёр: Илья Гурин.
Оператор: Кирилл Молчанов.

 Характерный рисунок резьбы Святых ворот я узнаю и глухой ночью). Это Иван Рябов с поручительством Сильвестра Иевлева явились вызволять будущих мореходов из монастырских застенков.


  Сцена на самом деле снималась в тех самых крутицких подвалах, где сидел в свое время протопоп Аввакум.




2. "Гардемарины, вперед!", 1987 г.
Режиссёр: Светлана Дружинина.
Оператор: Виктор Шейнин.

Финальная сцена эпопеи, когда Ягужинская окончательно сбегает от Сержа де Брильи. Ну, как сбегает. При участии друзей -  гардемаринов, конечно же. Снималась с наружной боковой стороны и апсидной части Успенского собора.




  Кованая ограда и круглая боковая башня закрыты фальшпокрытием под камень, чтоб придать большей схожести с архитектурой Ревеля, где собсна все это "безобразие" с похищением барышень и происходит)). 


Серж мечется у закрытых ворот, не в силах помешать побегу. 
*какие сапоги!!!*




3. "Царь Иван Грозный", 1991 г.
Режиссёр: Геннадий Васильев.
Оператор: Борис Бондаренко.

Крутицы в роли Кремля  - это вполне оправдано. Правда деревянные строения по противоположной стороне пришлось прикрыть декорациями под "красный кирпич"


А заодно хоть чуть-чуть восстановить справедливость и приделать на время съемок Красное крыльцо. Интересно, а почему сделали его в обход фундаментных столбов.




4. "Ермак", 1996 г.
 Режиссер: Владимир Краснопольский, Валерий Усков
 Оператор: Александр Рябов, Виктор Якушев

  Ну, это уже традиция такая формируется, раз Грозный присутствует, значит в Кремле = Крутицах. В белой шубе Джигурдище в роли Ивана Кольца буйствует.



  Раз Грозный, значит, кровавая гэбня Малюты Скуратова в застенках томит милейших казачков - разбойничков. Снова те же самые реальные подвалы. И если кандалы бутафорские, то кольца в стенах самые настоящие. 




5. "Брат 2", 2000 г.
Режиссёр: Алексей Балабанов.
Оператор: Сергей Астахов.

 Данила Багров выходит какбэ из отделения милиции "Матвеевское".


  Крутицкое подворье. Тыльный вид со стороны казарм. Митрополичьи палаты еще под старой железной крышей).




6. "Гибель Империи", 2005 г.
Режиссёр: Владимир Хотиненко.
Оператор: Илья Дёмин.

  Крутицы в роли одного из районов дореволюционного Киева. Балуев вышел по делу, или на дело. В общем, к Порошиной идет.


  А в это время на раёне жизнь идет своим чередом. Вон наряд документы проверяет у всех подозрительных. Но меня всегда волновал другой вопрос, вот эти столбики не кажутся ли зрителю чужеродными? Чо они стоят тут сами по себе, оторванные от реальности))


Конный патруль скачет мимо дома №8.



Ворота, никак нельзя обойтись без кадра у ворот. Даже если никто ими не пользуется.


 Первое и единственное на сегодняшний день (из того, что я знаю) использование в качестве натуры тыльной стороны Крутиц. То самое крыльцо у митрополичьих палат, что нынче проросло деревцами.




7. "Савва Морозов", 2007 г.
Режиссёр: Илья Макаров, Олег Сафаралиев
Оператор: Деян Димески

Виды Успенского храма самой собой играют роль храма, в котором богомольные старообрядцы Морозовы посещают службы.


  Небольшой пролет по наружной линии Успенских переходов создает иллюзию (о, чудо кинокамер!) солидного променада.


Святые ворота выполняют обратную функцию. Через них Морозовы какбэ выходят в город, хотя на самом деле это вход снаружи на само подворье.


Ну, тут понятно, визитная карточка Крутиц. Подворье с его уникальным изразцовым теремом в роли центральной площади.


 И пролёткам есть где развернуться. Столбики снова бесхозные)


    Часть деревянной исторической застройки Крутиц в ночное время вполне подходит на роль задворок, куда отправилась по своим подпольным делам любимая женщина механика Гаврилова пролетарского писателя Горького - актриса Мария Андреева. Савва Морозов, сбрендивший от любви к ней настолько, что взялся спонсировать большевиков, в данном эпизоде набился в провожатые к даме.  И Котэ))




8. "Братья Карамазовы", 2009 г.
 Режиссёр: Юрий Мороз.
 Оператор: Николай Ивасив.
 Вот и вышла тогда первая моя штука: встречаю я Агафью Ивановну, с которой всегда дружбу хранил, и говорю: «А ведь у папаши казенных-то денег четырех тысяч пятисот рублей нет». «Что вы это, почему говорите? Недавно генерал был, все налицо были»… «Тогда были, а теперь нет». Испугалась ужасно: «не пугайте пожалуста, от кого вы слышали?» «Не беспокойтесь, говорю, никому не скажу, а вы знаете, что я на сей счет могила, а вот что хотел я вам только на сей счет тоже в, виде, так-сказать, „всякого случая“ присовокупить: когда потребуют у папаши четыре-то тысячки пятьсот, а у него не окажется, так чем под суд-то, а потом в солдаты на старости лет угодить, пришлите мне тогда лучше вашу институтку секретно, мне как раз деньги выслали, я ей четыре-то тысячки пожалуй и отвалю и в святости секрет сохраню». 
"Братья Карамазовы", Достоевский Ф.М.

    Всего один-единственный эпизод откровений Дмитрия Карамазова при разговоре с братом Алёшей, в котором он озвучивает вышеприведенную цитату в виде воспоминаний в сепии. 








9. "Иван Грозный", 2009 г.
Режиссёр: Андрей Эшпай.
Оператор: Шандор Беркеши.

 Кремль и Крутицы - близнецы - братья. Большинство наружной съемки проходило во дворе Крутицкого подворья.
 Это апсиды Успенского собора, в данный момент "играют" роль монастыря, в который по причине бесплодности сослана Соломония Сабурова, первая жена Василия III.


  Ну, а дальше типовые парадные виды. Переходы, в них вообще много чего происходит. Царя молодого, к примеру, оттуда народу показывают.




  Рядом с  погрузочной клетью стоят итальянские мастера, строители нового Кремля. Это от них пришла мода на зубцы в виде ласточкиных хвостов, без которых современникам кремлевскую стену вроде как и представить невозможно.


Грозный. Ну очень Грозный, хоть еще и молодой. На фоне теремка и переходов.




10. "М.У.Р", 2011 г.
Режиссёр: Эльёр Ишмухамедов.
Оператор: Ломер Ахвледиани.

По площади подворья якобы под прикрытием на задании ходит Иван Стебунов. Снова "бесхозные", никак не обыгранные в кадре, квадратики.


Сняли с одной арки деревянные клеточки для сквозного прохода.


  А это уже с лестницы, где недавно де Брильи маячил, сбегает из пивнушки бандит - грабитель. Вон за ним уже и опер торопится в дверном проеме.

 



11. "Борис Годунов", 2011 г.
Режиссёр: Владимир Мирзоев.
Оператор: Павел Костомаров.

 Годунов - не Грозный. Посему Крутицы не Кремль, а Углический дворец, где сослан царевич Дмитрий с матерью Марией Нагой. В подзорную трубу любит разглядывать все вокруг. Вот в фокусе и столбики, прикрытые половичками. Типа тумба для чистки сапог.


А вот и три незнакомца топают в сторону Дмитрия.


   Правда арки с воротами в противоположной стороне, и дяденьки только что шли от них, но ведь зритель этого не знает. Соблазняют мальчонку поиграть ножичком. Ну а дальше нам всё Пушкин рассказал про "мальчиков кровавых в глазах", замазав имя Годунова похлеще, чем Шекспир Ричарда III.




12. "Подари мне воскресенье", 2012 г.
Режиссёр: Дмитрий Булин.
Оператор: Евгений Музруков.

 Мылодрамь. Сцены, относящиеся к эпизодам в монастыре, снимались исключительно в Успенских переходах. Они чота там все ходят туда - сюда, скрываясь в теремке и появляясь оттуда же.




Хоть на пару секунд, но без деревянных клеточек никак)





13. "Любовь за любовь", 2013 г.
Режиссёр: Сергей Ашкенази.
Оператор: Владимир Климов.

Ой-ой, адапция Цвейга, на которую я уже побурчала в Крестиках. Но снято очень красиво. Оператору зачот однозначно!




   Мимо дома №8 то кони скачут, то телеги катаются, то автомобили проносятся. Прекрасно задекорировали столбики под этакий цветник.







14. "Петр Лещенко. Все, что было…", 2013 г.
Режиссёр: Владимир Котт.
Оператор: Андрей Капранов.

Цыганочка с выходом. Вот Стебунов в роли молодого Лещенко с гитарой как раз и выходит из-под крыльца какбэ в город. Ему уже не привыкать тусить на этом подворье.


 А город сей Кишинев.


Город, как город. Гимназисты бегают, афиши вон театральные расклеивают.


Мальчишки всегда мальчишки, чуть что не так и в рукопашную.


  Я поняла теперь почему в Крутицах меня так поразила повсеместная растительная неухоженность. Такой пейзаж киношниками наверное востребован, как наиболее натуральный, чем стриженая газонная травка. То-то я удивлялсь в этот раз уже засохшим неопрятным переросшим "палкам-копалкам" с большой палец толщиной, где еще три года назад было все относительно аккуратно. Понимаю, что натура уж больно привлекательна, но теперь как-то особенно насмешливо выглядят таблички "охраняется государством" при полном свертывании реставрационных работ и такой растительной запущенности :((. 



   А еще где-то завалялся на полках снятый в 2007 году  24-серийный сериал Вадима Дубровицкого "Полонез Кречинского". Один только актерский состав заставляет в восхищении снимать шляпу. Но уже семь лет тишина. Интервью с режиссёром практически не проливает света на дальнейшую судьбу сериала.
  Тут видно, что столбики "вписали" в место действия уличной закусочной.


   А между тем жизнь Крутиц в качестве киноплощадки продолжается весьма активно. В мае этого года  Кшиштоф Занусси там снимал эпизоды для своей последней работы "Инородное тело", а в июле снова разместился реквизитно-массовочный "базар-вокзал" из нашей истории столетней давности.


Эх, значит бурьян будет колоситься дальше-больше ...
*пропал Калабуховский дом*


Комментариев нет: