среда, 28 ноября 2012 г.

Хет-трик Дипы Мехта.

   Сразу оговорюсь, что к фильмам, повествующим о жизни на родине, но снятыми режиссерами ‒ эмигрантами (по любой из причин, будь то политические или матримониальные) отношусь с небольшой долей скепсиса из‒за тенденциозности подачи материала. Оно и понятно, чаще всего эти фильмы обращены к западной аудитории и подогнаны под её менталитет, отчего все традиции, пусть и уродливые с точки зрения западного зрителя, но такие естественные в своей аутентичной среде, выглядят чрезмерно шокирующе. Пожалуй, единственный кто в моем личном рейтинге не имел нареканий в предвзятости, это французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг. Теперь мой рейтинг пополнился индианкой Дипой Мехта, режиссером из Канады.
  "Огонь", "1947: Земля" и "Вода" ‒ своеобразная трилогия, никаким образом не связанная сюжетно, о социальных проблемах Индии без обычного для Болливуда романтического флера, не смягчающая остроты и не сглаживающая углы.

   Фильм "Огонь"/ 1996 г. рассказывает о жизни двух невесток в современной семье патриархального уклада. Муж старшей, Радхи (потрясающая Шабана Азми, которая способна сыграть любую роль одними только глазами), разочарованный отсутствием наследника, под руководством гуру проводит эксперименты по обузданию плоти, оставляя вот уже 13 лет постель жены холодной; муж младшей, Ситы (Нандита Дас), женившись под давлением старшего брата, пренебрегает молодой женой, отдавая все время любовнице. Пытающиеся соответствовать традиционным устоям Радха и Сита страдают, постепенно сближаются (да-да, это именно лесбийские отношения) и, вынуждаемые обстоятельствами, принимают решение покинуть дом. Когда Радха объясняет пришедшему в ярость и обуреваемому плотской страстью мужу мотивы своего поступка, подол ее сари попадает в пламя газовой горелки. Тут надо быть абсолютно слепым, чтоб не увидеть аллюзию очистительного пламени в Рамаяне. Борясь с огнем, она осознает, что муж не намерен ее спасать, но ей удается сбить пламя, и вслед за Ситой она уходит в дождливую ночь.
   Наверное не стоит даже и рассказывать, какой протест с погромами кинотеатров вызвал прокат этого фильма в Индии, дело давнее. С той поры тема однополой любви на индийских экранах дело почти привычное. Но своим "Огнем" Дипа Мехта буквально вызвала огонь на себя. По большому счету, этот фильм вовсе не о лесбийских отношениях, а об одиночестве, и главные героини испытывают друг к другу больше сострадания, чем страсти. Фильм о людях, которые стали заложниками других людей, которые в свою очередь являются заложниками традиций.

Радха / Шабана Азми


Сита / Нандита Дас
_______________________________________________________________________

"1947: Земля"/ 1998 г. Для иностранного зрителя хоть толику сведущего в истории Индии уже в самом названии заложена если не вся сюжетная линия, то исторический фон повествования. 1947 год в индийской истории не только год долгожданной независимости от британского владычества, но и года разделения страны на собственно Индию и Пакистан. Это событие привело к крупным кровопролитным столкновениям, в которых, по официальным данным, погибло около 1 млн. человек, а также к массовым миграциям населения около 18 млн. человек, из которых почти 4 млн. "не были обнаружены" при последующих переписях.
  События фильма происходят в Лахоре, городе космополитичном, в котором уживаются бок о бок хинду, мусульмане, сикхи, парсы и еще множество разных национально‒религиозных общин. Но тема предстоящего раскола страны уже становится одной из основных в беседах как за светским обедом, так и на лужайках между соседями‒приятелями. Никто еще не знает как оно там будет, а пока живут себе, трудятся, веселятся, влюбляются.


   И вот час Х настал, страна разрезана по живому. И потянулись бесконечные караваны переселенцев по обе стороны границы. В противовес первой яркой части картина погрузилась в серо‒пепельные тона, расцвечиваемые всполохами пожарищ. Воздух наэлектризован ненавистью и жаждой крови. Тут уже не найдешь, кто первый откопал топор войны, а кто всего лишь осуществляет вендетту. Тут нет хороших хинду и плохих мусульман, равно как и наоборот. В гражданской войне не бывает правых и виноватых, вчерашние соседи выпускают "своих тигров" наружу. Испытание безнаказанностью это вам посильнее пресловутых медных труб будет.
    Прекрасный, прекрасный Аамир Кхан (*обнять и кружить*), болливудское "нашевсё" современности. Даже не будучи его персональной поклонницей, я всегда с уважением отношусь к его творчеству, но в этом фильме он сделал невозможное дважды: выбил из меня скупую слезу и заставил застыть в ступоре в финале. Тигр на свободе ... 


   Наверное, странно прозвучит для привыкших к стереотипному восприятию индийского кино, как вершины целомудрия, но в этом фильме самая красивая постельная сцена, которую я видела в последнее время в кино вообще. Да‒да, она все так же целомудренна, но безумно, безумно чувственна. 
   Отдельно о саундтреке. Музыка А.Р.Рахмана ‒ отдельный, вполне себе самостоятельный персонаж в этом фильме. Это правильно и важно, что он получил своего заслуженного Оскара (а пусть и за "Трущобца") вовремя, а не так как Морриконе по совокупности заслуг на закате жизни.


   Сбегала подглядеть про "титулованость" фильма, бо как все в нем располагает и предполагает. Собрав кучу домашних наград, фильм был отобран от Индии для Оскара на лучший фильм на иностранном языке, но не прошел в номинацию. А совершенно жаль. Но мы уже давно привыкли на Оскар не обижаться).
_____________________________________________________________________________


"Вода" / 2005 г. И снова Дипа Мехта ищет приключений на известное место, вызывая противостояние даже не по факту выпущенного фильма, а уже на первых этапах его съемок. Изначально, в 2000 г., планировалось участие Шабаны Азми и Нандиты Дас (см. "Огонь") и даже была отснята часть материала, но случилось то, что случилось: фильм был отложен и заново снят с другими актерами спустя пять лет.
   И хоть события фильма, повествующие о судьбе индусских вдов, проживающих в одном из вдовьих приютов в Бенаресе, относят нас к 1938 году, они не становятся менее трагичными и пронзительными.
  Начинается фильм с того, что родители, избавляясь от лишнего рта, сдают в приют свою дочь, ставшую в одночасье вдовой. Точно так же как незадолго до этого они избавились от неё, выдав замуж "впрок". И пусть, что молодой вдове всего 8 лет, она всю жизнь обречена прожить в этом вдовьем приюте. Пативрата ‒ идеальная индусская жена ‒ должна была умереть раньше мужа; если первым умирал муж, виновной в этом считалась его супруга, вернее, ее несовершенство. Женщине из высших каст предписывалось совершить сати ‒ самосожжение на погребальном костре мужа. Я затрагивала этот вопрос чуть более подробно в теме о Мирабаи. После того как обряд был официально запрещен англичанами в 1829 г., вдова оставалась живой только формально. Уже своим внешним видом с обритой головой, лишенная всяких украшений, в белом сари она считалась оскверняющей. Не имея права ни на что, даже на собственных детей, она существовала на обочине жизни, выполняя самые грязные работы и влача полуголодное существование. 
  Руководительница приюта, злобная старуха (о! эта несравненная Манорама ‒ тетушка Каушалья), вовсю использует свое служебное положение, предоставляя юную вдову Калиани богатым купцам и помещикам. Милосердная Шакунтала убеждает красавицу Калиани покинуть приют и соединиться с человеком, который ее полюбил вопреки кастовым табу. Но Калиани совершает самоубийство, узнав, что один из клиентов, чьим прихотям она долго подчинялась, является отцом ее возлюбленного. Судьбу не изменишь. 


   Хозяйка приюта, немного посетовав, что осталась без основного источника дохода, быстро находит чудовищный выход из положения...  Финальные кадры дают призрачную надежду, что судьба хотя бы одной героини изменится, недаром их предваряет визит в Бенарес Махатмы Ганди, только что выпущенного из британской тюрьмы. Именно с ним и были связаны надежды, не только вдов, но и всей нации.