суббота, 9 апреля 2011 г.

Я - Бог / Naan Kadavul (2009)

 Отдавая себе полный отчет  в использовании обсцентной лексики при рецензировании, таки не могу отказать себе в этом удовольствии. Это пиздей, товарищи, большой феерический пиздей с такой же большой буквы! Буквально еще пару дней назад я и понятия не имела о существовании такой творческой единицы южно-индийского кинематографа как Бала. А сейчас я уже посмотрела всю его фильмографию. Слава Брахме, Вишну, Шиве и Кали с Югой, что он творчески не шибко плодовит (всего 4 фильма) и у меня еще есть шанс переварить его до следующего творения ))
   Начну с того, что в фильме совершенно завораживающая увертюра под титры: виды набережных Каси (он же Бенарес, он же Варанаси), окрашенных рассветным розовым светом и подернутых пеленой тумана, скрывающих все "красоты", шокирующие европейский взгляд; песня, обволакивающая и проникающая помимо твоей воли в подкорку... Всё. Особам чувствительным, сентиментальным, а так же детям и беременным женщинам на этом моменте стоит остановить просмотр и забыть вообще о существовании сего фильма.
   Преамбула. Четырнадцать лет назад один добрый тамильский папашка, следуя советам астрологов о "нечистом" гороскопе сына, решает улучшить свою карму бизнес, отлучив сына от семьи. Для этой цели он отправляет его в Каси-Варанаси, вроде как изучать духовные практики. Но проверять периодически, чем же все-таки занято твое чадо, видимо, не в привычках индийских отцов и нынче его ожидает сюрпрайз в виде выросшего сынульки - помеси Джимма Моррисона и Никиты Джигурды. Мало того, сынулька "работает" агхори (кого интересуют подробности этого культа, вэлкам сюда >>>). Он не поклоняется Богу, он сам - Бог, он - Каала Бхайрав, один из аватаров Шивы. Для него нет законов, он никому и ничему не принадлежит. Он бог смерти, ибо может дать ее как наказание или избавление. Следуя предписаниям своего гуру агхори возвращается с отцом в деревню, чтобы навсегда отказаться от семьи и каких-либо привязанностей, как того требует его религия.
    Если вы думаете, что это и был пиздей, то глубоко ошибаетесь. Вот тут он только нас и подстерегал... Бала - безусловный извращенец, выворачивающий зрителя наизнанку реалистичностью. Но и я не меньшая извращенка, бо как не могла ни на секунду оторваться от зрелища этого уродства. Состояние сродни гипнозу, глаза жадно пожирают все отвратство происходящее в кадре, а мозг вовсе не реагирует на остаточные импульсы здравого смысла поберечь себя). Не могу сказать, что фильм перевернул мое сознание, я это и так знала (правда не в такой концентрации), но он всколыхнул в очередной раз, нажал на нужные точки...
    Вспоминается недавнее оскароносное шествие по экранам "Миллионера из трущоб" (или как я его называю кратко - Трущобца). О, сколько копий я переломала в то время, пытаясь донести до излишне впечатленных, что это всего лишь огламуренный винегрет, адаптированный под еврозрителя. И как альтернативу рекомендовала более честный фильм Ролана Жоффе "Город удовольствий" с Патриком Суэйзи. Я и сейчас считаю, что это лучший фильм об Индии, снятый в Индии европейцем.
    Фильм Балы рекомендовать не буду никому, пусть каждый решает для себя, насколько он готов расстаться со слащавой картинкой Тадж-Махалов и красивыми видами побережья Гоа. Запад есть Запад, а Восток есть Восток и вместе им не сойтись никогда. Мало кто сможет этот фильм принять. Я уж не говорю о том, чтобы понять...
    "Я - Бог" - смачный плевок Балы в сторону огламуренного голливудизирующегося Болливуда. Ему не нужен грим и фальшивые декорации, он снимает жизнь такой, какая она есть.
    И эта... до сего дня я думала, что самая забористая трава у Тима Бертона и Терри Гиллиама. Теперь же точно знаю, что у Балы круче, бо как такое снять можно только по великой укурке.

Комментариев нет: