понедельник, 30 августа 2010 г.

Ип Ман / Yip Man


 Лирическое отступление. Когда-то давно,  на стыке столетий,  нет, я даже скажу громко -  тысячелетий, когда я еще была "начинающим" китайцем,  случилось мне начать своё проникновение в историю и культуру этой страны  со славного града N ( провинциальный такой городишко на востоке Китая,  миллионов 6 населения). А так как тогда я была еще малоопытна,  глухо-нема и к тому же в первый день ограблена практически на пороге гостиницы (да-да,  именно как в кинах и показывают -  что-то молниеносно промелькнуло и сорвало с меня цепочку). В общем, исследовать окрестности и городские примечательности в свободное время,  которого было предостаточно, желания не возникало. В моем распоряжении был отель с прекрасным рестораном и кофе-баром в лобби, всегда свежевылизанная комната,  вышколенный стафф и телевизор. Естественно,  что вещал он исключительно на разных  китайских диалектах, в зависимости от принимаемых каналов. Самой большой удачей было найти пару гонконгских каналов,  по одному из которых гоняли фильмы в режиме 24*7,  преимущественно и снятых на многочисленных гонконгских киностудиях. О! Именно с того момента вряд ли кто из друзей может меня перебить по количеству просмотренных кунг-фу боевиков. А так как фильмы показывали в постоянной ротации,  то я многие практически запомнила наизусть. Да и актеров стала называть по именам,  а не вот-тот-толстый-китаец-который-играл-с-джеки чаном-в-том-то фильме. Но огромный, нет, просто неоценимый вклад эти фильмы привнесли в мое языковое развитие, который я в полной мере смогла осознать позднее на юге Китая. Вполне естественно,  что все фильмы шли на родном для гонконгцев кантонском диалекте, который я и воспринимала на слух, соотнося с английскими субтитрами. Смех смехом,  а понимать речь научилась очень быстро. Ага, этакий Ибн Фадлан в исполнении Бандераса в "13-ом воине")). Вообще, будь ты хоть ста пядей во лбу и изучай язык у лучших преподавателей, все равно если китайцы НЕ захотят, чтоб ты понял о чем они говорят в данную минуту,  они это сделают совершенно не напрягаясь,  как впрочем поступают и со своими соотечественниками. Но этой кинобазы, впоследствии укрепленной постоянной разговорной практикой, мне вполне хватало для бытового общения на уровне "такси-рынок-магазин".  Насмотревшись до тошнотиков этих боевиков, я как-то спросила у знакомого китайца почему они так любят фильмы с кунг-фу. Его ответ на тот момент меня ошарашил: "Потому что в других фильмах вообще нет смысла!". Я так хохотался ©. Но факт остается фактом, не прошло и скольких-то  лет,  как я тоже стала считать,  что в общем-то не так уж он был и не прав). Тем более,  что со времен боевиков в стиле "мой кунг-фу лучше твоего" много воды утекло и нынче Гонконг один из самых главных финансовых центров Азии и неудивительно, что там где есть деньги есть и эффектность.
   Намедни пракически без отрыва,  взахлеб, посмотрела дилогию посвященную Ип Ману ("Ип Ман", Ип Ман 2", третий фильм "Ип Ман: Рождение легенды" является хронологическим приквелом дилогии, но снят совсем другой командой и с другим актерским составом), одному из великих мастеров фошанской школы Вин Чунь,  основателю ветви "Ип Ман винчунькуэн" .

   Первая часть,  за исключением патриотических заскоков в карикатурном изображении японцев, оставила очень приятное впечатление. Донни Йен настолько органичен в этой роли, что даже ни секунды не сомневаешься,  что  Учитель именно такой и должен быть - выдержанный, спокойный, рассудительный и не машущий кулаками почем зря. Можно ли счиатать это фильм байопиком Ип Мана? Несмотря на выдержанную канву биографичности, фильм перенасыщен событиями не имевшими место быть, но зато создающими больший ореол легендарности. Вторая часть так и вообще немного разочаровала. Все тот же гротескно-карикатурный образ теперь уже англичан, администрирующих Гонконг 50-х. Финальный бой мастера кунг-фу с чемпионом по боксу так и вообще слизан из биографии Хуо Юанцзя и вызывал недоумение, даже у меня, полнейшего профана в боевых искусствах. Ну да ладно, бубубу всегда найдется сказать, хоть по какому поводу. Но это как раз тот случай, когда несмотря на огрехи сценарного характера - "драки" вывозят всё!  Невозможно оторвать глаз от боев, детально показана отличительная техника  Вин Чунь -  техника "липких рук", а эти знаменитые пулеметные удары кулаками! Воу! Право слово, этот "мордобой" можно смотреть бесконечно,  даже с эстетической точки зрения. Недаром Саммо Хун огрёб кучу наград как постановщих боев первого фильма. И еще один несомненный плюс - картинка, классная стилизация под старые фильмы. Третий, по времени выхода,  фильм является приквелом и рассказывает о юных годах Ип Мана, снят другим режиссером и с другим актерским составом. Совершенно не похожий на дилогию,  но от этого ничуть не хуже. Особая изюминка,  нет ли, не знаю как выразить точнее, актерский состав частично занятый и в "Ип Ман 2",  совсем в иных ролях. Ну а Ип Чунь,  старший сын и преемник Ип Мана, занятый в эпизодической роли учителя Лён Бика - это что-то совершенно невероятное. Какая пластика,  какие движения, реакция в 84 года! Чтоб я так жил!  Финальная сцена "Ип Ман 2",  когда к учителю приходит новый ученик,  дает право надеяться на продолжение картины. Почему? Да потому, что этот малец никто иной, как Брюс Ли. И это истинная правда. Ип Ман - учитель Брюса Ли и то кунг-фу, которое было растиражировано на Западе, это одна из ветвей Вин Чунь.







Комментариев нет: